17.09.2013

Чтобы школьник был здоров!


К сожалению, все больше и больше детей сегодня приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно, это не проходит           бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем. Однако необходимо понимать, что “ни от чего” здоровье не ухудшается. И первое, что надо сделать при подготовке ребенка к школе — объективно оценить его здоровье.
Много ли таких здоровых детей приходит в школу? Увы, только 20-25%. А остальные? Для остальных школьников нагрузки могут стать сложными, трудными, а порой и непосильными. Редко когда родители могут сказать, что дошколенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простуд, а на самом деле — вирусных инфекционных заболеваний. Такие “простые” ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты — все очень серьезно.
Рассмотрим, с какими нарушениями здоровья первоклассники чаще всего приходят в школу. Прежде всего — это заболевания зубов. Фактически они наблюдаются у более 90% детей. А это — болезнетворная нагрузка для всего организма. Больные зубы – это различные хронические воспалительные очаги в организме, ревматизм, болезни почек. Особенно страдают органы пищеварения. Дети, имеющие больные зубы, быстро утомляются, они рассеяны, и у них, безусловно, чаще отмечаются трудности обучения.
Самая распространенная болезнь зубов — кариес. И зачастую причиной его появления у детей становятся... родители. Об этом писал еще в 50-х годах прошлого века известный детский врач Бенджамин Спок. Мамы и папы часто выражают свое одобрение и привязанность с помощью сладкого: «ты съел весь обед, поэтому можешь положить себе самый большой кусок торта», «ты хорошо вел себя, поэтому разрешаю тебе взять конфету». Мы нередко в качестве похвалы предлагаем ребенку леденец или шоколадку. Но самые лучшие для ребенка сладости и полезные для зубов продукты — это фрукты, овощи, натуральные соки. И с этим абсолютно согласны современные педиатры.
Помимо кариеса часто встречаются искривление зубов и неправильный прикус. Нужно обязательно обратиться к специалисту, само это не пройдет. Начинать выравнивать зубы надо с 4-летнего возраста. Пренебрежение этой проблемой может стать причиной больших трудностей в дальнейшей школьной жизни ребенка.
Следующее, о чем необходимо знать — осанка. Сейчас в школу приходит более 30% детей, имеющих нарушения осанки. Нужно торопиться это исправить. Ведь ребенок растет, и исправить осанку с каждым днем будет все труднее. Дети, имеющие нарушения осанки, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка важно еще и потому, что с началом обучения в школе маленькому ученику придется длительное время сидеть за партой, а это большая нагрузка.
Французские врачи С. Ламираль и К. Рипо отмечают, что позвоночный ствол ребенка легко деформируется под влиянием самых разных причин. Вспомните, на каком матраце спит ваш ребенок. Наверняка вы стараетесь сделать его постель помягче, поудобнее. Вы не правы! Матрац должен быть жестким. В этом случае он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Самая подходящая подушка – плоская, желательно из пера или конского волоса.
Важно, за каким столом занимается или рисует ваш ребенок, не приходится ли ему тянуться, не вынужден ли он сидеть в неудобной, сгорбленной позе. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка.
Заболевания уха, горла, носа многие родители считают не слишком серьезными. Но во время и еще довольно долго после болезни функциональные возможности организма ребенка снижены, а значит, снижена трудоспособность, повышена утомляемость. Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, непроходящий насморк препятствуют поступлению достаточного кислорода в легкие, особенно в клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и к комплексу школьных проблем. Частые заболевания ангинами приводят, как правило, к увеличению миндалин, образованию в них гнойных пробок, т. е. к хроническому воспалению. А последствия этого могут быть разными – от общей ослабленности организма до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития.
Неотъемлемым условием успешного обучения в школе является хорошее состояние зрения. Уже до поступления в школу 4% детей имеют близорукость. Начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза, особенно при работе с мелкими деталями, при занятии штриховкой, при чтении текста… Условия для слишком быстрого роста близорукости создаются и в том случае, ели ребенок бывает редко на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет, а также рассматривает предметы на слишком близком расстоянии. При любых занятиях ребенка важно следить, чтобы освещенность рабочего места была достаточной, чтобы свет падал правильно.
Стоит обратить особое внимание на детей с нарушением психического здоровья. Родители таких детей за советом к врачу обращаются редко. Больше того, рекомендация показать ребенка детскому психиатру вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Чаще всего это непонимание и страх: вдруг поставят на учет, узнают знакомые и т.д. И родители, когда ребенок идет в школу, ничего не рассказывают врачу о своем беспокойстве, о нарушениях в поведении их чада. А ребенок обречен на тяжелую адаптацию в школе, на целый ряд проблем и в итоге — на серьезный срыв здоровья. Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относят к категории пограничных расстройств. Среди детей, поступающих в первый класс, подобные нарушения встречаются в 15-20% случаев, и эти дети требуют особого внимания родителей еще задолго до поступления в школу.

                                                   Александр КАЦЕЛЬ, врач-педиатр.